Кабакова Екатерина Владимировна.


 Сегодня,  Мария Станиславовна Дусенко, руководитель проекта «Чтобы старость была в радость» по программе « Место встречи: диалог» МОО «Взаимопонимание» при поддержке немецкого фонда «Память, ответственность и будущее»  и волонтер проекта  Пташинская Целина Викторовна  навестили узницу детства Кабакову Екатерину Владимировну.



  Я всегда с удовольствием принимаю участие в таких встречах, где знакомишься  с человеком, который в своей детской памяти сохранил увиденное на чужбине и как он воспринимал события тех далеких дней, что запомнил из рассказов родителей, как проходила его жизнь в условиях построения нового мира.
   Встретила нас женщина с радостью, несмотря на то, что она передвигалась  опираясь на две палочки.  Мы с ней уселись поудобнее, разложили  документы, сохранившие фотографии .
   Пока  Целина Викторовна  готовила к чаю бутерброды, у нас завязался откровенный разговор. Я насколько успевал записывал и постараюсь описать  услышанное.


Родилась 11 апреля 1936 года(фактически 1939г.) в Гродненской области Скидельского района в п. Лунно в семье крестьян. Отец – Бенаш Владимир Ильич,участник войны 1941-1945 гг... Мама - Вера Алексеевна
 Мама рассказывала, что в 1943 году семью забрали в Германию, везли в товарном вагоне, а я помню, что пристроила меня в углу на сено, что бы мягче было, а немец - конвоир угостил меня конфеткой.
 По прибытии в п.  Гусево под Кёнигсбергом всех загнали за колючую проволоку. Запомнилось - как прятались под мостом от самолетов, которые бомбили территорию.
 В лагерь приезжали хозяева и набирали рабочую силу. В один из дней появилась и наша паненка, у неё было такое широкое платье, что закрывало даже лошадь, которая была в упряжке на повозке, .на которой она приехала. Нас разместили в доме на два конца, одну часть заняла наша семья,  а на другом конце размещалась семья немецких работников, у которых сын был офицер, а дочь Дура, училась в Кёнигсберге. Соседи были добрыми и любили со мной играть. У хозяйки была дочь моего возраста.  Каждую субботу она давала платья и еды. Запомнился запах пирога, которым она меня угощала. Ведь у нас было тоже свое хозяйство – мы держали 60 кроликов. Брат Даниил 1932 года рождения, помогал резать сечку, гоняя лошадь, оседлав её.  Мама прислуживала по дому  у хозяйки.
Когда стали приближаться советские войска, отец ушел в партизаны, а затем попал на фронт.
 В конце 1944 года, с приближением фронта, все работники на повозках, с семьями направились вглубь Германии, к реке Эльба. Каждая повозка была запряжена большим количеством лошадей. При этом переезде мой брат обморозил ноги. А мама закрывала мне глаза рукой, чтобы я не видела,как телеги ехали прямо по расстрелянным трупам советских солдат.
 Разместились мы в бараках. Но рядом располагался концлагерь с русскими военнопленными. На них было страшно смотреть - заросшие, голодные, исхудавшие.  Я им передавала сырую картошку, которую они ели, а благодарили меня какими-нибудь игрушками, сделанными своими руками, как-то мама испекла печенья и я с ними делилась. Конечно, надо это было делать незаметно, чтобы не попасться на глаза конвоирам. Очень много было брошенного оружия. Даниил собирал и передавал людям, которые были связаны с немецким сопротивлением. Правда, хозяйка нас защищала, когда приходила полиция, для выяснения и проверки поступивших сведений.
  Мама с соседкой ушла в город, чтобы купить продукты, их очень долго не было  и мы с братом взялись за руки и убежали с обоза. А как раз утром 1945 года пришли наши войска. Маму пошли искать с русским офицером, который усадил меня к себе на плечо и вручил мне куклу. Маму разыскали. А эти военные конвоировали власовцев. Нас разместили жить  вместе с возвращающимися из плена девушками , над ними издевались солдаты, маму не трогали, всё-таки была с детьми.
 Не помню как, но мы добрались до г. Волковыска, здесь встретили знакомого из д. Агрызки и он завез нас   в деревню Кучицы.  В 1945 году вернулся с войны отец с сильной контузией, он много выпивал и во хмелю все вспоминал Жукова.
 Домик наш в деревне сгорел. Мама привезла несколько отрезов материала, которые продали и купили повозку и лошадь, которая впоследствии заболела. Конечно, жили бедно. Корова была своя, отец рыбачил.
Я смогла окончить только 4 класса в д. Кучицы, а в семилетнюю школу меня не пустили, а я так хотела учиться, что  это для меня было нервным потрясением. Беднота. Надо было работать. В Чарленах собирала яблоки.
Стала   очевидцем  драки военных с местным населением и мне пришлось быть свидетелем. Я к тому времени была комсомолкой.  В Лунно стояла воинская часть, после этого случая,  военные предложили мне работать в столовой. Я возила продукты на аэродром и здесь  познакомилась с моим будущим мужем Кабаковым Александром Никитовичем, а он обслуживал технику. Создали семью. Воспитали сына Александра и дочь Аллу. Появились внуки – Юлия, Руслан и Александр. К, сожалению, в 1982 году муж умер.  Мне пришлось  окончить 8 классов   в школе рабочей молодежи в г.п. Россь. Побывала с мужем в Германии, по его месту службы. Нашла в себе силы  окончить школу по подготовке водителей, водила легковой автомобиль. Работала поваром-кондитером , в 1986 году 3 месяца обеспечивала питанием ликвидаторов ЧАЭС. Ведь посылали только на месяц, а замены не могли найти.
  Вот так в трудах и заботах пролетела моя жизнь.
    
 Встреча "Теплый дом " продолжалась за чаепитием.
   Хорошо, что Екатерина Владимировна сильная духом, старается делать гимнастику, благодарна  внукам и детям, которые её навещают , социальным работникам , которые  уделяют должное внимание и конечно же - волонтерам,  вносящим  разнообразие в её, порой нелёгкие минуты, связанные с состоянием здоровья.


Из семейного альбома.



















Всем желаю здоровья, мира и взаимопонимания!